Мир книг
|
||
На главную страницу |
Воспитание и образование - одно из важнейших и древнейших направлений
человеческой деятельности, необходимость в развитии которых диктуется
уже самими задачами развития общества. Современное общество немыслимо
без образования, высокого уровня духовной культуры народа, патриотизма и
ответственности за судьбу своей страны, своего Отечества. И
немаловажное, а подчас и решающее значение в деле воспитания и
образования гармонично развитой личности играет учебно-педагогическая
книга. Многие известные педагоги прошлого и современности в своих работах уделяли немало внимания этой проблеме, подчеркивая, что книга в жизни детей играет гораздо большую роль, чем у взрослых. Прочитанная в детстве книга остается в памяти чуть ли не на всю жизнь, влияя на дальнейшее развитие человека. Из прочитанных книг дети черпают определенные знания, миропонимание, нормы поведения. Характерной чертой начала русской образованности (IX-XI века) является небывалый взлет русской рукописной книжности. Сам учебно-воспитательный процесс понимался как «учение книжное». Важнейшее педагогическое значение книги мы можем видеть в следующих четырех соотношениях. 1. Книга несет в себе в специфической форме все знания, все достижения человеческой культуры. Будучи особой формой отражения и движения общественного сознания, книга представляет собой как бы писаную (печатную) память человека. И естественно, что именно через книгу, через ее посредство каждый человек и все общество в целом может усвоить все накопленные духовные богатства. 2. Книга - важнейшее, универсальное средство информационного общения. В книге как бы моделируются жизнь, чувства, мысли и дела не только отдельной личности (автора), но и всего человечества во всех доступных измерениях времени и пространства. 3. Книга - важнейшее средство пропаганды и популяризации знаний. 4. Книга - важнейшее средство воспитания и образования. Это свойство ее определяется всеми обозначенными выше особенностями. Учебно-воспитательный процесс и в самом деле необходимым образом включает в себя и задачу отражения соответствующей социальной информации, и задачу пропагандистского воздействия и популяризации знаний в зависимости от конкретных потребностей данной категории учащихся. Следовательно, уже сама социальная природа книги делает ее эффективным средством воспитания и образования. Конечно, к феноменальной роли книги в развитии культуры, воспитания и образования следует подходить исторически. В современных условиях только книжного учения уже недостаточно. С появлением новых средств информации (радио, телевидение и т.д.) книга в некоторой степени потеряла прежнюю ведущую роль в развитии культуры, духовности человека. Но постепенно она снова стала если не полностью, то хотя бы частично возвращать утраченные ею позиции. Этот процесс быстрее протекает в тех обществах, где проводимая в области культуры государственная политика делает ее независимой от коммерческих целей и где существует эффективный контроль за содержанием культуры. Это в полной мере относится и к учебной книге, как средству обучения и воспитания, как средству повышения культуры обучающихся. Массовая духовная культура развивалась прежде всего как культура печатного слова. Поэтому книга наряду с традиционным непосредственным словесным общением была средством коммуникации в течение весьма длительного периода формирования человеческой культуры. Так сложилось, что исторически книга ассоциировалась с учением, с образованием. Со временем, по мере развития педагогики и системы народного образования, выделяется относительно самостоятельный тип книги - учебно-педагогическая книга. Учебная книга может стимулировать общекультурные интересы или затормаживать их формирование, может служить мостом к самостоятельной работе с книгой или убивать интерес к ней. Таким образом, можно сказать, что учебная книга (как школьная, так и вузовская) способна выполнять такую же роль, если не большую, как и любая другая книга в процессе распространения культуры в обществе. Сегодняшние проблемы учебно-педагогической книги закономерно привлекают внимание не только составителей учебников и учебных пособий, но и представителей различных других отраслей педагогической науки, учебного книгоиздания и книгораспространения. Это понятно: в учебных изданиях получают конкретное воплощение результаты научной работы многих исследователей-педагогов, они по традиции по существу занимают особое место среди других видов литературы, особое место в репертуаре многих издательств. Учебно-педагогические книги выпускаются для самых различных категорий покупателей. Рассматривая различные группы покупателей этого тематического раздела следует отметить, что цели чтения у них могут быть различны. Среди основных групп покупателей следует выделить учащихся и учителей школ. Последние кроме учебников приобретают методическую, справочную и научную литературу. Наиболее подготовленные читатели, профессионально связанные с образовательной и педагогической деятельностью, по характеру своей работы стремятся постоянно обращаться к учебно-педагогической книге, интересуясь новинками в области педагогики и образования. Значительную категорию покупателей составляют студенты и учащиеся высших учебно-педагогических заведений и средне-профессиональных учреждений, приобретающие книги в основном для учебных целей. Особую группу покупателей составляют родители. Достаточно высоким спросом пользуются научно-популярные издания по вопросам воспитания и обучения детей в семье, развивающая литература. Создать качественную учебно-педагогическую книгу, отвечающую всем требованиям современности, достаточно трудно. Издать проще. Но в условиях сегодняшнего дня доставка издания до потребителя - длительный и дорогостоящий процесс. Всегда в любом государстве вопросам создания и издания учебной книги уделяли большое внимание. И это понятно, ибо роль учебно-педагогической книги трудно переоценить. Без образованного и грамотного населения не может быть мощной экономики, сильного государства. |
|
e-bibl.narod.ru © 2006 гг. При использовании материалов с данного сайта - ссылка желательна.